Послание и письмо патриарха Иерусалимского Диодора.

Блаженнейший и Всесвятейший Кир Диодор, Патриарх Святого града Иерусалима и всея Палестины, Сирии, Аравии, обонпол Иордана, Каны Галилейской и святого Сиона.
(1923-2000; 139 патриарх Иерусалимский и всея Палестины с 1981 года).

Послание Главам поместных автокефальных Православных Церквей.

Извещаем Вас, что на 65 (9.5.1989) заседании нашего Святого и Священного Синода мы тщательно обсудили вопрос о дальнейшем участии нашей Святейшей Иерусалимской Церкви в осуществляемом богословском диалоге с англиканами и инославными вообще.

Изучив основательно тревожащие Матерь Церквей проблемы, вызванные возобновлением нами богословских заседаний с инославными и контактами с ними, мы пришли к выводу, что эти богословские диалоги отрицательно влияют на нашу паству, как это стало видно из пропагандистских действий инославных. Последние используют богословские диалоги для совращения нашей паствы, с целью привлечь православных верующих в свои ряды. Очень часто они показывают фотографии православных иерархов и клириков, молящихся вместе с инославными, и говорят: «Вот, совершилось наше соединение с Православной Церковью, давайте вместе молиться в наших храмах». Таким образом они вызывают смятение среди нашей паствы. Более того, инославные в своих школах заставляют православных детей принимать так называемое «первое причащение», пренебрегая тем фактом, что в нашей Православной Церкви каждый ее член причащается Пречистых Тайн сразу по вступлении в Церковь через таинства Святого Крещения и Святого Миропомазания.

В связи с этим, принимая во внимание наши неоднократные призывы как к отдельным инославным, так и ко всем участникам диалогов на местах прекратить прозелитизм, а также наши горячие протесты, не давшие, однако, никакого положительного результата, мы сочли необходимым долгом, с целью охранения нашей паствы, прекратить богословский диалог со всеми инославными вообще, то есть с римо-католиками, англиканами, антихалкидонцами, старокатоликами, лютеранами и реформатами.

К этому шагу нас побудило прежде всего неоспоримое убеждение всей нашей Православной Церкви в том, что Она содержит полную истину, является Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью и надежным хранилищем божественных догматов нашей непорочной веры и нашего Священного Предания, имея Своей Главой Господа нашего Иисуса Христа (Еф. 1:22).

Потому наша Православная Церковь, будучи уверенной в правильности своего пути и своей спасительной апостольской миссии на земле, вовсе не нуждается в богословских собеседованиях с инославными, которые и сами могут изучить нашу Православную веру и, если пожелают, жить по ней.

Для нашей Православной Иерусалимской Церкви становится вредным всякое дальнейшее богословское собеседование с инославными, поскольку они, кроме всего прочего, используя богословские диалоги, совершают описанные выше прозелитские и неприемлемые для нас действия в отношении нашей Православной Церкви.

Итак, сообщая Вашей братской любви и Вашему Священному Синоду, Святейшей Вашей Церкви решение нашего синодального совета прекратить диалог со всеми инославными, испрашиваем у Господа Вашему Блаженству лета многие, здравые и спасительные и, со многою любовью лобызая Вас, пребываем

Во Святом Граде Иерусалиме 1989 г., июля 13-го дня.

Вашего возлюбленного Блаженства любящий во Христе брат

Патриарх Иерусалимский Диодор I

Публикуется по изд.:

журнал Москва. 1995. февраль. СС. 204-205

Письмо Патриарху Варфоломею I от 22 сентября 1992 г.

Патриарх Диодор Иерусалимский.

С лета 1989 года единогласным решением Синода поставлено прекратить богословские диалоги со всеми инославными вообще, учитывая, что они не только бесполезны, но и вредны для Православной Церкви в целом и Святейшей нашей Церкви Иерусалимской в частности…

Поэтому мы дерзаем изложить перед Вашим Всесвятейшеством наши тревоги относительно, как нам представляется, уже законченного диалога с дохалкидонитами.

Во-первых, и в основном, в догматическом плане между Православной Церковью и дохалкидонитами существует огромная пропасть, если иметь в виду, что как IV, так и последующие V, VI, VII Святые и Вселенские Соборы осудили страшную ересь монофизитства, анафематствовали поименно ересиархов: Диоскора, Анфима Трапезундского, Евтихия, Севира, Петра Апамейского, Зоора и многих других, которые в сознании дохалкидонитов являются «великими отцами» и «святыми», и определив как еретиков всех их сторонников и последователей…

Мы задаемся вопросом, каким образом могло случиться согласие между нашей Святейшей Православной Церковью и дохалкидонитами? Как мы сегодня дошли до того, чтобы пересматривать то, что утверждено Вселенскими Соборами и получило всеправославное значение как просвещенные решения и плоды снисхождения Всесвятого Духа на собравшихся на соборах богодухновенных свв. Отцов? Неужели мы нашими решениями поставим под сомнение их исследование существовавших тогда догматических проблем и поднимем руку на их суждения, которыми они окончательно анафематствовали монофизитов и их последователей?

Мы смиренно полагаем, что анафемы Святых Вселенских Соборов и Отцов Церкви, провозглашенные против нераскаявшихся еретиков и умерших в ереси, канонически не только не могут быть сняты, но и осмеливающиеся на снятие их караются и анафематствуются согласно постановленному на VII Вселенском Соборе: Если кто-либо будет оправдывать (отстаивать правоту) сущего от осужденной ереси или живущего в ней — анафема. А анафемы еретиков против православных недействительны в церковном отношении…

Необходимо в таковых обстоятельствах, чтобы еретики, признав заблуждением то, в чем они пребывали, представили письменное покаяние и приняли не выборочно, но в целокупности, православное догматическое учение и Св. Предание, а также Святые Вселенские и Поместные Соборы православных и священные их решения…

Матерь Церквей настаивает на прекращении подобных диалогов и не признает ни одного решения, которое не согласовывалось бы с решениями и канонами Святых и Вселенских Соборов и православным Св. Преданием».

Δια τους μονοφυσίτας και πάλιν// ‘Ορθόδοξος πίστις και άντιχαλκηδόνιοι ή μονοφυσίται. «Ό Σωτήρ», ‘Αθήναι, 1995, σ. 45-47

Публикуется по изд.:о. Олег Давыденков. Традиционная христология нехалкидонитов. М.: ПСТБИ, 1998. СС. 183-184

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s