Туман

Пока мы сего дня служили воскресную службу, с утра, не торопясь, стал густеть туман. Итогом стала отмена дневного рейса парома…ничего подобного в конце ноября я, пожалуй, не помню за последние 25 лет своей жизни в ритме Лысково-Макарьев…

Под вопросом и рейс в 15.15. А мне сегодня заступать на монастырскую вахту до утра следующей субботы… Сестры, которые служили в Спасо-Преображенском соборе вчера-сегодня так и не уехали на левый берег…вероятно, придется нам всем оставаться в Лыскове до завтрашнего утра…

Святые Лысковской епархии

1.Преподобный Макарий, Желтоводский и Унженский чудотворец (родился в Нижнем Новгороде, основатель Свято-Троицкого монастыря на левом берегу Волги против Лыскова), 1444 г. успения; память 7 августа н.ст.

2. Святитель Иларион (1631-1708 г.г.), митрополит Суздальский (1707 г), основатель Флорищевой пустыни (его детство и юношеские годы прошли в селе Кириково под Лысковым, где служил священником его отец Анания; отец похоронен был в Кирикове; здесь же Иоанн, будущий митрополит женился и вскоре овдовел; на смертном одре отец Антоний, как звали в монашестве отца будущего святого, благословил сына на монашество;  к слову сказать, именно иеромонаха Антония царь Алексей Михайлович уговаривал стать патриархом, но тот по смирению отдал первенство бывшему послушнику Свято-Троицкого Макарьевского Желтоводского монастыря, лысковскому священнику, а на тот период уже Новгородскому владыке Никону…).

3. Святитель Гавриил (Городков), архиепископ Рязанский (1862), настоятель Свято-Троицкого Макарьевского Желтоводского монастыря (1818-1821 годы) и одновременно ректор Нижегородской семинарии; родом из Рязанской губернии, 1785 г.р.; отошел ко Господу в 1862 году, погребен был в Рязанском уезде.

4. преподобный Антоний Радонежский (Лысковский), родился в 1792 году в Лыскове; внебрачный сын лысковского князя Георгия Александровича Грузинского; был певчим Спасо-Преображенского собора и заведовал больницей в Лыскове; монашеский путь начинал в Саровской пустыни послушником в возрасте 26 лет; с 1831 году по 1877 год — наместник Троице-Сергиевой Лавры (что было предсказано ему прп. Серафимов Саровским); основатель Гефсиманского скита при Лавре; его очень почитал свт. Филарет Московский.

5. Священномученик Александр, архиепископ Семипалатинский, первый епископ (викарный) Макарьевский и Лысковский (17.10.1937 г.) (жил и служил в Казанской церкви с. Лыскова; будучи архиереем изначально пребывал в резиденции: Свято-Троицком Макарьев-Желтоводском женском монастыре, — будучи епископом Макарьевским; после перенесения районного центра в город Лысково стал именоваться епископом Лысковским; кафедральный собор – Вознесения Господня в Лыскове).

6. Священномученик Александр Крылов, священник села Ляпуны Лысковского района (11.11.1937 г.); (родился в 1879 году в селе Варганы Макарьевского уезда).

7. Священномученик Павел Борисоглебский, священник села Плотинское Лысковского района  (ныне Борского района) (расстрелян в 11.11.1937 году); (родился в Васильсурске Воротынского района)

8. Мученик Николай (Николай Федорович Филиппов); родился в 1885 году и всю жизнь прожил в Макарьеве Макарьевского уезда (ныне – Лысковский район); был старостой в Казанском соборе города (поселка) Макарьев; есть мнение, что был в священном сане; расстрелян 11.11.1937 года.

9. Священномученик Михаил Адамонтов; родился в Нижегородской губернии; служил в селе Берендеевка Лысковского района; расстрелян в 1937 году.

10. Священномученик Алексей Молчанов, священник села Валки Лысковского района: расстрелян в 1937 году.

11. Священномученик Иоанн Мошков, 1885 года рождения; дьякон села Исады Лысковского района: расстрелян в 1937 году.

12. Священномученик Вениамин Владимирский, 1892 года рождения, дьякон села Просек Лысковского уезда; расстрелян в 1937 году.

13. Мученица Елизавета (Елизавета Ивановна Сидорова, 1875 года рождения; жительница села Ивановское Лысковского района (ныне – Борский район); расстреляна в 1937 году.

14. Мученица Анисия (Анисия Ивановна Масланова); родилась в селе Бармино (на Венце) Макарьевского (Лысковского) уезда в 1878 году, где прожила до своего совершеннолетия; затем уехала в Нижний Новгород; с 1929 года исполняла обязанности старосты в нижегородской Иоанно-Предтеченской церкви; расстреляна 14.12.1937 года.

15. Священномученик Александр Ильинский, 1899 года рождения в селе Пустынь Нижегородской области, Арзамасский уезд (?); служил священником в селе Большие Кемары Перевозского района; расстрелян 11.11.1937 года.

16. Священномученик Александр Курмышский, родился в Симбирске в 1879 году; служил в храме села Танайково Перевозского района; расстрелян 11.11.1937 года.

17. Священномученик Павлин Старополев, родился в 1865 году в селе Быковы Горы Спасского района; служил священником в селе Дубское Перевозского района;  расстрелян 11.11.1937 года.

18. Священномученик Николай Троицкий, родился в 1885 году в селе Лобаски Ичалковского района Мордовии; служил в храме села Ревезень Перевозского района; расстрелян 11.11.1937 года. 

Данные о мучениках заимствованы из книги «Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь. 1992. Кн.1.» и со страницы Базы данных о новомучениках Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета (ПСТГУ).

19. Святитель Антоний II, каталикос и патриарх всей Грузии; потомок святого пророка и царя Давида; родился в 1762 году в Тбилиси; после упразднения Грузинской Православной Церкви ушел на покой в 1811 году и удалился в Нижний Новгород; часто и подолгу бывал в Лыскове у своего сродника князя Георгия Александровича Грузинского и служил в Спасо-Преображенском соборе Лыскова; отошел ко Господу в 1827 году; (последнее захоронение – собор Святого Преображения Господня в Нижегородском Кремле, храм в советское время был взорван, мощи утеряны – В.Щ.). 11 июля 2011 года Священный Синод Грузинской Православной Церкви прославил католикоса-патриарха Антония II в лике святых и установил 21 декабря (ст. ст.) днём его памяти. (ссылка: Древо: http://drevo-info.ru/articles/18807.html).

20. Священномученик Михаил Воскресенский (1918); священник села Бортсурманы, где служил с 1910 года (см. Древо).

21. Священномученик Стефан Немков (1918); священник села Деяново Пильнинского района (рядом с Бортсурманами).

22. Священномученик Иоанн Ромашкин, служил в селе Субботино Гагинского района; расстрелян 17.09.1937 г.

23. Священномученик Петр Лебединский, служил в селе Сорочки Гагинского района; 17.09.1937 г.

24. Священномученик Николай Хвощев, священник села Юсупово Гагинского района; 17.09.1937 г.

25. Священномученик Александр Никольский, священник села Панова-Осанова Гагинского района; 17.09.1937 г.

26. Мученик Александр Иванович Блохин, житель села Покров гагинского района; 17.09.1937 г.

  1. Мученик Петр Васильевич Лонсков, житель села Покров Гагинского района; 17.09.1937 г.
  2. Мученик Стефан Семенович Митюшин (Митюшкин), житель села Покров Гагинского района; 17.09.1937 г.
  3. Мученик Василий Киреевич Ежов, житель села Покров Гагинского района; 17.09.1937 г.

(Про Гагинских мучеников: По ма­те­ри­а­лам: Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия Т.7, С.60; Иеро­мо­нах Да­мас­кин (Ор­лов­ский) Му­че­ни­ки, ис­по­вед­ни­ки и по­движ­ни­ки бла­го­че­стия Рос­сий­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви ХХ сто­ле­тия. Жиз­не­опи­са­ния и ма­те­ри­а­лы к ним. Кни­га 1. – Тверь: «Бу­лат», 1992 год, стр. 168–212.)

  1. Священномученик Иоанн Флеров, священник и строитель храма Архангела Михаила в селе Семьяны Васильсурского уезда; расстрелян в Васильсурске в 1918 г.
  2. Священномученик Иоанн Быстров, родился в 1888(9) г. в селе Семьяны Васильсурского уезда; последнее место служение село Арапово Богородского уезда Нижегородской губернии; утоплен в Волге напротив г. Бор в 1938 году.
  3. Священномученик Валентин Никольский, священник села Трофимово (родом из села Линево Семеновского уезда – ныне Борский район -, 1885 г.р.); расстрелян 4 октября 1937 г.
  4. Священномученик Порфирий Колосовский, священник села Варганы Лысковского района; родился в селе Долгое Поле Нижегородской губернии в 1868 году; расстрелян 11.11.1937 г.

(по данным из Православного Церковного Календаря: http://azbyka.ru/days/).

  1. Мученик Алексей Нейдгард, российский государственный и политический деятель (расстрелян в 1918 году в Нижнем Новгороде). Родился в 1863 году в Москве, потомок полководца А. Суворова. 12 лет прожил в своем имении в Нижегородской губернии; оно находилось в Княгининском уезде (ныне –Вадский район) в Отраде (ныне – Новый Мир), при этом, помимо многих должностей, мученик Алексей был еще и почетным мировым судьей Княгининского уезда Нижегородской губернии.

(ссылка: Древо: http://drevo-info.ru/articles/4259.html).

35. Святый праведный Алексий Бортсурманский (1848 г.) (жил и служил священником в селе Бортсурманы Пильнинского района).

 P.S. к слову сказать, в списке святых Нижегородской митрополии насчитывается 73 имени. Как мы видим, почти половину святых Нижегородского Поволжья составляют святые Лысковской епархии…

Дыхание зимы

Ведь уже 7-го октября выпал снег? Начались настоящие метели, и травянистая земля оказалась под толстым слоем белого-белого снега…на дорогах только — сырость и грязь…сегодня поутру пошел от дома, а на тротуарах настоящая корочка льда, как зимой…

Вот и первый снег, по древним прогнозам зима, видно, нонче придет раньше, может даже, до 20 ноября…

Днем сегодня было +1, а ночью до минус 10…в нашей местности…пока ехали в Нижний, нас трижды накрывала такая пурга — в 10 метрах ничего не было видно…горящие фары были всего лишь бельмом…

Длинная зима  нам предстоит…очень длинная…

Наша родная, северная…

До коли, Господи?..

Скорблю…скорблю о мiрском, ибо водит людей алчность, нажива, гордыня…нет сему ни конца, ни начала… Люди, падкие на чувственность, уловляются амбициями и становятся слепцами тех, кто ведет их по пагубным дорогам жизни…пропадают зазря, за корочку хлеба, за растлительные зрелища…всё своё сердце отдавая страстям…раздирается оно, сердце, и превращается в пыль, увлекая за собой в персть и Богом рожденную душу…

И вторят этому события округ нас: войны, беды, землетрясения… Совсем близко, даже настолько, что словно уже внутри песчаной этой бури…и не видно ничего, и дышать тяжко, а подчас и невозможно…

Сердце брякается о камни…и если бы не молитва, так бы и не трепетало благодатью, омертвело и окаменело бы…что сие и видится и там и сям…повсюду…в великом множестве тех, кто имеет в себе образ и подобие Божие, но которое убивается намеренно, ибо в гордынстве по-прежнему превозносится, провозглашая: Бога нет! Бог обязан нам!…и прочия требования к своему Творцу! просьбы умалишенных…ибо в здравом уме, то есть живя 10 Заповедями Божиими, человек прозревает свое место во Вселенной и в промысле Божием…

Горе нам, горе, люди! совсем, при кончине, умолить бы Бога, но, как в агонии, жаждем еще и еще грязи, разврата, денег и власти…всё равно где, всё равно над кем или чем!…живя в смраде, упиваемся этой вонью…

Доколе, Господи, потерпиши нас?! До коли, Господи?!

   1 октября 2015, память святых мучениц Софии и Ирины

Свято-Троицкий Макарьев-Желтоводский монастырь.

Малуша

О происхождении матери святаго великого князя Владимира, во святом крещении Василия, разные ученые так и не приходят к общему выводу. Многие из них ссылаются на слова Рогнеды Полоцкой, которая отвергла предложение стать женой Владимира в силу того, что он был сыном-де рабыни; некая, мол, ключница, безвестная и забитая…

Но в летописе Повесть Временных лет при этом упоминается, что Володимер был от Малуши, ключницы Ольгиной, та же была сестра Добрыне; отец же им был Малък Любечанин. Итак, отец – родом из…Любека. Ибо к переходит в ч; поэтому, по всей вероятности, речь идет о выходце из Поморья Балтийского (юго-западный берег Балтики). Но не это обстоятельство может говорить о свободном человеке по имени Малуша. А ее родной брат – Добрыня (прототип русских былин Добрыня Никитич). Он занимал очень высокий пост – был воеводой. С каких пор и в каких государствах безродных рабов ставили военоначальниками? Да и об их отце ничего не сказано, что он был холопом! Стало быть, Малуша – никак не могла быть не только рабой, но и дочерью и сестрой рабов…

Почему же такое оскорбление получил Владимир от горделивой Рогнеды?! Во-первых, надо понимать, что Рогнеда – дочь Рогволода. В свою очередь мы знаем из Суздальской летописи Лаврентьевского списка, например, что Этот Рогволод пришел из заморья и владел Полоцком. Ясно, что отец Рогнеды – варяг, но какой именно – трудно сказать. Тот же преподобный Нестор Летописец различал варягов как скандинавских, так и русских. Понятно потому: Рогволод был князем своего города и Полоцких земель, через которые также шел путь из варяг в греки. Его город был опорным пунктом на этом торговом пути…

Но свободными были и Малък, а также и его дети: и Добрыня и Малуша. Если один был воеводой, то другая была своего рода заведующей хозяйством, имея доступ ко всему, при ключах, по-современному управляющей у великой княгини Ольги! Вряд ли позволила бы себе варяжская княгиня такую волность, как дать хозяйствовать в своем доме безродной холопке…

И самый последний аргумент: Рогнеда не сказала, что Владимир сын рабыни, а она сказала(!): робичич! Если бы Малуша была рабыней, то Рогнеда должна была назвать Владимира робынин сын (слово роба применялось только к женщинам в значении холопства, рабства; рабами же, как известно, становились в Древней Руси в первую очередь военнопленные). Но двойной притяжательный суффикс –ичич и корень слова роб- могли означать и наемный труд предков Малуши (при этом любопытно отметить, что глагол робить в украинском языке, конечно же, означает работать, делать)…

При этом не исключено, что предки Рогволода и Малъка – дальние родственники. Потому такое пренебрежение варяжской княжны Рогнеды к тем, которые не вернулись на родину, а стали служить Рюриковичам, может именно потому, что будучи по происхождению варягами скандинавскими, они стали и по крови варягами русскими…

Как бы там ни было, но Малуша была не простого происхождения. А когда она зачала от Святослава, сына великой княгини Ольги, то та, будучи варяжской крови, отослала рожать своего внука на свою родину – в Псковские земли…

Позитив?

Ныне это стало модное слово в самых разных кругах, даже среди так называемых православных… Любителей позитива вправе можно назвать позитивистами. А позитивисты – это последователи философского учения, которое никакого отношения к Христианству не имеет. Позитивизм возник в 19-20 столетиях. И хотя его дословный перевод означает именно «положительный», он напрочь уводит человека от религии. Позитивизму любая религия чужда…

Зато всякий верующий знает, что наша жизнь заканчивается Судом. Сперва это – предварительный суд  на сороковой день нашего выхода от земнаго бытия…а затем и Страшный Суд – после всеобщего воскресения из мертвых…

Что же остается православному? Жить реальной жизнью, нести покаяние, просить у Бога пощады и прощения… Иные говорят: слишком мрачно…да, ибо любви предшествует страх Божий! Но именно через этот страх и покаяние Господь устрояет сердца любящих Его таким образом, что вкладывает в них Свою благодать и дары Духа Святаго, по слову апостола Павла:  «Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных… Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.» (1-е Коринфянам 12:1-11).

            При этом мы получаем и плоды духовные: «16 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти,17 ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.18 Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, 21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. 22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23 кротость, воздержание. На таковых нет закона. 24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. 25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. 26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать» (Гал.5:16-26).